Май 2009 - Чорногора

смотреть карты: 10-13 мая 13-17 мая

"Раховоз", на котором мы ехали от Львова до Квасов, и правда оказался очень медлительным... Мы провели в нём 8,5 часов, и умудрились за это время не только выслушать душещипательную историю про дiда Петро (и его способности правильно определять пол у щенков) в исполнении пятилетней попутчицы (рассказ её был ярок, импульсивен, и, несомненно, правдив - девочка через раз вставляла в своё повествование фразу "Нэ, я нэ брЭшу!!!"), но и практически свариться заживо. В поезде было нечеловечески жарко, и прохлада пришла только тогда, когда начало темнеть. Основная часть народа после Ивано-Франковска из вагона рассосалась, и мы даже попытались подремать на освободившихся сидениях. Где-то в районе Яремчи-Ясини мы плотно поужинали, и приготовились выходить из поезда...

В ночь с 10 на 11 мая полуночные Квасы встретили нас прохладой, какими-то гопниками на станции, и звёздным небом. Гопники были на удивление пассивны и практически не обратили на нас никакого внимания. Надев налобные фонарики, мы поспешили свалить со станции и отправиться на поиски места для ночёвки. Перейдя Чёрную Тису по ж/д мосту, и немного не доходя до речки Кваснянки (или, на картах Генштаба, Красиленки), мы свернули направо вверх, на довольно приличную по размерам полянку. В самом дальнем её углу, недалеко от обрыва Красиленки, и небольшого ручейка, мы и расставились.

Ночь прошла весело, надо сказать. Для начала, сказалась близость лагеря к тропе, по которой полночи ходили какие-то девки и громко общались. А где девки - там и мужики, само собою... Ближе к утру нас всех разбудили могучие раскаты грома и звуки стекающей с палаток воды. Лило как из ведра, грохотало прямо над нами, и не было этому ни конца, ни края... Спать было невозможно. Самый-самый конец грозы я даже застал, выбравшись из палатки поутру 11 мая, чтобы оглядеться и сориентироваться. Огляделся и сориентировался, блин... Оказалось, что в темноте мы расставились практически посреди посёлка. Чуть выше нас на горке виднелись домики и какая-то антенна, а про чуть ниже я и вовсе молчу. Зато красотища была - у-ух! Ночные тучи уползали по долине Чёрной Тисы на север, и день обещал быть совсем даже не мокрым, в отличие от ночи. Бодро напевая себе под нос курцмановское "Я пааааследний подонок Ренессанса!..", я вскипятил воды под пюрешку и чай, а Алёнка оную пюрешку довела до логического завершения - замешала по тарелкам :) Вообще, в этом походе мы питались по прошлогоднему хибинскому меню. Только пайки я урезал примерно на треть - а вот нефиг так обжираться! =)))

Просушив палатки, позавтракав, наснимавшись на фоне гор и села, и познакомившись с местными огромными голубыми слизнями, мы выдвинулись на маршрут. Найти дорогу не составило труда - мы стояли лагерем примерно в пятидесяти метрах от неё... Дорога уверенно потащила нас вверх по Красиленке, и мы надеялись, что так оно и будет в дальнейшем. На границе села, судя по всему, нами и была совершена жестокая ошибка - на развилке около знака "Карпатский биосферный заповедник" мы выбрали путь по реке и не стали забирать левее. Дороги были вполне равнозначными, и это сбило меня с толку. Почти сразу же наша правая дорога превратилась в тропу, перепрыгнула на левый берег Красиленки, и принялась на него забираться. В долине Красиленки, незадолго до подъёма, нам повстречалась огненная саламандра.

Надо сказать, что весь поход мы ожидали встречи хоть с какими-нибудь представителями местной власти, и были готовы оплатить пребывание на территории заповедника. Но ни в первый день, ни в последующие никто нам так и не предложил этого сделать. Людей в горах вообще было очень мало, а работников заповедника не было вовсе.

Тем временем, тропа бежала и бежала вверх по течению реки, то поднимаясь на довольно высокий берег, то спускаясь к самой воде и перескакивая на берег противоположный. После пары-тройки километров тропа начала иногда пропадать. До времени нам удавалось её отыскивать, но вот настал момент, когда она была потеряна напрочь. Некоторое время мы по инерции двигались вдоль реки, но где-то через час постоянные препятствия на пути всех вымотали. После короткого военного совета было решено подниматься на правый берег Красиленки - на полонину, к дороге. Полуторакилометровый по длине и полукилометровый по высоте подъём по буковому лесу окончательно нас уколбасил. Троп не было никаких - только толстый слой прошлогодних листьев под ногами вперемешку с буковыми орешками. Кроме того, откуда-то принесло тучу, и начался довольно плотный холодный дождь, сопровождавшийся далёкими раскатами грома. Весенний зелёный лес долины реки сменился безлистным зимним лесом, а потом и полониной с пожухлой жёлтой прошлогодней травой...

На полонину лично я выполз последним, на полчаса позже всех ребят, в премерзком настроении, усталый и грязный практически до ушей. К этому времени ребята (тихонько выматерив меня за составление маршрута) уже нашли на полонине дорогу, а рядом с нею - навес для мокрых неудачников, и источник с водой. Мы выползли в окрестности горы Квасов-Мунчел (1305,2). Дождь всё лил и лил, и мы спрятались под навесом в надежде переждать его. Стоило нам обосноваться на привал, как ливень начал стихать, и мы продолжили наш путь в сторону биостационара Львовского Университета и горы Шешул (1727,8). Возле биостационара, на полонине, паслись кони. Пока мы с Димой караулили шмотки, остальные проникли на территорию биостационара и сфотографировали тамошнюю часовенку. После небольшого привала мы выдвинулись дальше, по размеченной дороге. Но далеко не ушли - начался траверс Шешула, и на обочине дороги нам попалась первая поляна с крокусами. Зависли мы там оооочень надолго. Это потом мы перестали обращать на крокусы внимание и даже научились по ним ходить, а пока...

По траверсу Шешула мы дошли до подъёма на одноименный перевал (1591,0). По дороге нам встретился довольно шустрый заяц, скатившийся на дорогу с горы и тут же ускакавший куда-то в кусты. Мы же были уже настолько не шустрыми, что не успели даже достать фотоаппараты :( Но, несмотря на нашу усталость и наличие прекрасной стоянки с водой под перевалом, было решено идти через него сегодня, и искать место для стоянки уже за перевалом, где-то на полонинах.

Вариантов подъёма на перевал было два: в обход по дороге, или в лоб по тропе. Догадайтесь, какой выбрали мы? Праааавильно!.. ;) Взбежав по тропе на перевал Шешул, мы устроили там привал и очередную фотосессию: с перевала прекрасно виден весь Черногорский хребет и долины речек-притоков Белой Тисы. Одного только с него не было видно - где бы нам сегодня заночевать... Очень уж не хотелось терять примерно 400 набранных нами с таким трудом метров... А именно столько пришлось бы спускаться к ближайшим более-менее плоским участкам полонины Скопеска, лежащей под перевалом со стороны речки Рогнескул... И мы продолжили путь по дороге, идущей в обход истоков речки Рогнескул, решив встать на первом же плоском участке полонины, где будет вода. В итоге, такое место мы искали ещё километров пять, и нашли только возле высотки 1495,9, рядом с домиком экопункта "Рогнеска". Примерно на середине пути от перевала Шешул до экопункта "Рогнеска" нам встретились первые в Карпатах люди, если не считать мужика с биостационара (вероятнее всего - сторожа, который нас таки прошляпил!). Это оказались земляки - группа из Питера, ребята сильно за тридцать, только что спустившиеся с Петроса и ищущие, как и мы, место для стоянки. Но шли они нам навстречу, так что долгих разговоров и совместных посиделок не получилось. Мы рассказали им про хорошую стоянку сразу за перевалом, и они, очень этим фактом воодушевлённые, ускакали в направлении Шешула. Мы же продолжили ползти дальше по дороге, и поставили лагерь только возле самого экопункта. В самом домике жить было невозможно - места для нас шестерых было маловато, да и полати были сломаны. Совместными усилиями костра и горелки был приготовлен ужин (воду брали натурально из лужи с талой водой, найденной на полонине метрах в ста от домика!), и мы, усталые, но вполне довольные очень насыщенным днём, задрыхли.

Но задрыхли ненадолго... Ночью опять началась гроза, и на этот раз она громыхала не где-то вдалеке, а прямо над нами. Мы, стоявшие на довольно открытом месте, лежали и боялись... Несколько раз от молний было светло как днём - они лупили практически по Петросу, который был километрах в пяти от нас...

Утро 12 мая было довольно промозглым, как и утро дня предыдущего. Но на этот раз ничто не предвещало улучшения погоды: над нами висели низкие тучи, они же закрывали от нас Петрос и практически половину Черногорского хребта. Меняться погода не хотела до самого нашего выхода из лагеря - только когда мы пошли по направлению к перевалу, с которого начинается восхождение на Петрос, тучи начали расползаться, и на соседних горках и горушках появились солнечные пятна. Вдоль дороги нас несколько раз отвлекали полянки крокусов и прочие весенние цветочки, но мы мужественно учились не обращать на них особого внимания, и до перевала (~1500,0) всё-таки дошли :) К этому времени тучи над Петросом (2020,5) растянуло, и было решено на него всё-таки вскарабкаться. Я остался караулить шмотки, а ребята стартовали на восхождение.

Я принялся маяться дурью - побродил по окрестностям, и пощёлкал цветочки. Благо, погода располагала - земля просохла, светило солнышко, дул ветерок... Иногда даже слишком дул, но до времени я на это не обращал внимания... Потом нашёл ручей с водой, и даже вскипятил чайкУ. Не дождавшись ребят, я умял свой дневной перекус, и приготовился было вздремнуть, когда... Помню только, что на какое-то мгновение вдруг наступил полный штиль. Ветер как будто выключили - хлоп!.. и всё. И после этого последовал мощный ветровой удар, которым меня чуть не сдуло с перевала. Вслед за ветром из-за Петроса вылетела громадная серо-чёрная туча, которая в одно мгновение накрыла перевал вместе со мной. Начался сначала дождь, а потом и град. Градины диаметром в полсантиметра покрыли всё вокруг - лежали себе и не таяли. Я едва успел спрятаться за кучей рюкзаков и достать из клапана непромокуху... Град сыпал всего минут двадцать, но этого вполне хватило, чтобы резко похолодало - изо рта и от одежды пошёл пар. Надо ли объяснять, что ребят этот град накрыл как раз на спуске с Петроса. Как назло, они взяли с собой на восхождение тёплые вещи, и практически не взяли непромокаемые :( Вернулись они с восхождения мокрыми насквозь и насквозь же промёрзшими. Под не прекращающимся горизонтальным дождём все желающие переоделись из абсолютно мокрого в сильно влажное и приложились к фляге с коньяком. Нарядившись в непромокухи, мы побежали дальше по дорожке в сторону Говерлы, в надежде уйти если и не из-под дождевой тучи, то хотя бы свалить с сАмого ветродуя за соседнюю горку...

Дорогу стремительно развозило... Град медленно таял под потоками дождя. Появились глубокие грязные лужи со скользкими краями... С ветродуя мы, конечно, ушли, но вот проливной дождь продолжал нас радовать. И продолжал радовать настолько сильно, что нам стало совсем не до карпатских красот - их стало попросту не видно за стеной воды :( Примерно через час быстрого хода мы промокли окончательно и бесповоротно, и выскочили наконец к экопункту "Перемычка" (~1520,0). Причём некоторые, типа меня, в прямом смысле валились к этому времени с ног - уже ввиду домика и заборчика я не удержал равновесия на краю лужи и точнёхонько в неё вписался всей своею немалой тушей. На мой истерический вопль и характерный такой "ПЛЮХ!", издаваемый падающим в лужу телом, прибежали наши мужики. Они, поразмыслив, и услышав ещё один мой истерический вопль (мы с рюкзаком мееееедленно погружаемся в лужу, а они стоят и нас рассматривают, блин!..), из лужи меня всё-таки извлёкли, за что им респект и уважуха :)))

Дальше идти смысла не было, и мы решили оккупировать домик и попытаться переждать разгул стихии. Пересидка превратилась в ночёвку, о чём мы потом ни капли не пожалели. Весь вечер мимо окон домика с огромной скоростью несло облака, и только изредка сквозь стену дождя проглядывала соседняя горушка с лесом и часовенкой. После возвращения Вовы (Вова, это же ты был, я ничего не путаю???), отправленного за водой, мы забаррикадировались в домике, утеплили его с помощью подручных средств, и радостно переоделись в сухое. Сухого у нас, судя по количеству висевших под крышей и в комнате мокрых вещей, осталось после неполных двух дней похода всего ничего :((( Впрочем, ещё одна порция коньяка быстро нас согрела, приготовленный горячий ужин поднял всем настроение, а выглянувшие ближе к полуночи огромные звёзды окончательно убедили нас, что всё не так уж и плохо :) Катя, Дима, Вова и Ромка расположились в спальниках на скамейках вдоль стен, а мы с Алёнкой решили разместиться на полу (скамейки кончились, а на втором ярусе, под крышей, слишком сильно дуло). Чтобы не пачкать шмотки, мы расставили на полу внутреннюю палатку без тента, закинули туда пенки и спальники, и завалились спать.

Сказать, что я подскочил на следующий день в 7 часов утра - значит ничего не сказать. Третий походный день, 13 мая, начался под аккомпанемент не попадающих друг на друга зубов... Помните мою фразу про "выглянувшие ближе к полуночи огромные звёзды"? Вооот... За дверью экопункта нас встретил погожий зимний денёк. На тёмно-голубом небе ярко и приветливо светило солнышко, под ногами весело хрустели покрытые сантиметровым льдом лужицы, серебрились изморозью травинки, тропинки, кусты и деревья. Пар валил изо рта как дым из трубы паровоза. Был ТАКОЙ конкретный минус, какой в наших питерских северных краях давно стал редкостью даже зимой... Все мокрые вещи, развешенные в домике, за ночь встали колом - хорошо гнулись, но никак не надевались :) После завтрака было решено не тратить холодный, но всё же погожий денёк на днёвку, как планировалось ранее, и пойти сегодня на Говерлу прямо с рюкзаками. Сборы были молниеносными - чтобы не замёрзнуть, приходилось двигаться очень быстро ;)

Ближе к 11 часам, слегка слегка подсушив на ветру оттаявшие шмотки, нам удалось выдвинуться на маршрут. Лужи к этому времени также начали оттаивать, и дорогу снова развезло. Вдоль дороги продолжались крокусы и волчье лыко. Появились первые большие снежники. Местами попадались русла микролавин - языки снега, сползшие зимой с горки на дорогу, и так и не растаявшие до середины мая. По мере набора высоты снежников становилось всё больше, а деревьев - всё меньше. Довольно резво мы вышли к подножию Говерлы и поднялись к домику экопункта "Говерла", где и устроили привал. Пока мы отдыхали, на Говерлу полезли двое туристов с маленькими штурмовыми рюкзаками. Мы их в итоге так и не догнали, хотя и взбежали на вершину горы примерно за полчаса.

На Говерле мы пробыли минут двадцать. Отдохнули, поснимали окрестности и местные достопримечательности (крест, стеллу и ющенковский трезубец), перекусили - и вниз. Южный спуск на хребет оказался гораздо сложнее западного подъёма - по крайней мере у меня после спуска ещё некоторое время дрожали колени и икроножные мышцы. А после спуска народ втопил, и часам к 6 вечера мы добежали до озера Несамовитого. Дорога после спуска с Говерлы превратилась в очень хорошую тропу, вытоптанную в этих краях ещё пограничниками Чехословакии и Польши :) Тропа резво взбегает на все местные высотки, и отмечена бетонными пограничными столбиками, которых мы и придерживались ещё трое суток... В-целом, тропа идёт по полонинам, иногда с пятнами горной сосны или можжевельника. Очень часто попадаются заросли низенького и плотного рододендрона, собирающегося зацвести в ближайшее время. Единственным серьёзным препятствием после Говерлы оказался Туркул - тропа по его траверсу была засыпана снегом. Она спрыгивала со снежного карниза и продолжалась где-то чуть ниже, но мы пойти этим путём не рискнули и пошли в обход - вскарабкались на Туркул и спустились с него прямо к озеру Несамовитому. Ещё в самом начале подъёма мы нашли потерянную кем-то куртку. Обшарив карманы и не обнаружив там документов, мы оставили её лежать практически на том же месте, где и нашли. Куртка настигла нас уже в момент постановки лагеря - нас догнал какой-то мужик, и с цирка Несамовитого попытался докричаться до нас и торжественно вручить нам якобы нашу потерю. Мы ему объяснили, что ничего не теряли, и он ушёл куда-то дальше по хребту, унося куртку с собой...

Под вечер погода вознамерилась испортиться - появились довольно плотные тучи. Но нас это скорее даже радовало, чем пугало. На высоте 1700 метров, да под звёздным небом, ночёвка могла бы получиться гораздо холоднее, чем накануне в домике на 1500 метрах... С мыслями о том, стоит ли завтра сделать днёвку на озере, или для начала посмотреть на утреннюю погоду, мы поужинали (воду из озера брать не стали - недалеко нашёлся прекрасный родник) и разошлись по палаткам.

Ночью, на удивление, не случилось ни одного катаклизма - впервые не было грозы. Озеро, правда, слегка прихватило льдом, но продержался он совсем недолго. Утро 14 мая снова радовало чистым небом и весенней бодрящей, блин, прохладой :) Зато какие получились фотографии! Я даже прогулялся с фотоаппаратом на снежник и съехал с него на пендале-сидушке. Не по своей воле... поскользнулся я, но не об этом разговор. До воды, к счастью, не доехал, но промок и заполучил полные штаны снега :) Идея, бродившая в наших умах ещё с вечера - съехать с гребня цирка на пенке прямо в озеро - реализована так и не была. То ли народ попросту побоялся холодной воды, то ли всё-таки легендарных последствий купания в озере. По гуцульским поверьям, на Несамовитом зарождается вся погода на Чорногоре, и искупавшийся в нём маньяк рискует огрести на свою буйну голову всевозможные горные катаклизмы - от простого дождя до ураганов с ливнями, градом и молниями и матюгами товарищей по путешествию. Если на маршруте догоним того гада, который купался в озере позавчера - задушу заразу собственными руками, блин, так его!..

Позавтракав и собравшись, мы решили и сегодня воспользоваться хорошими погодами, и не делать днёвку - лучше уж идти усталыми, но по хорошей погоде, чем отдохнувшими, но под ливнем или градом ;) Соответственно, мы выбрались из котловины, в которой находится озеро, обратно на хребет, и пошли дальше - в сторону Поп Ивана Черногорского. Пораженчески настроенные и порядком уже уставшие личности, типа меня, малодушно предлагали сделать в этот день хотя бы полуднёвку на озере Бребенескул (~1780,0). Надо признаться, эти личности мгновенно умолкли, увидев Бребенескул во всём его величии, полностью покрытый льдом. Желание устроить полуднёвку испарилось за доли секунды :)

А вообще, этот день оказался не столь насыщенным событиями как три предыдущих - тропинка петляла между невысокими горками и пограничными столбиками, перепад высот был минимальным, а пейзажи - достаточно похожими друг на друга. По пути была встречена группа товарищей с местным проводником, которые дожидались своих коллег. Коллеги ожидались с той же стороны, откуда пришли и мы. Пообщаться ни у них, ни у нас особого желания не возникло, и, обменявшись традиционными приветами на двух языках, мы разошлись в разные стороны.

Самым "весёлым" событием дня нужно признать поиски (а также выбор, да-да!) места для стоянки и ночёвки. Около шести вечера мы спустились по тропе с г. Дземброня (1877,7) на развилку дорог. Левая вела на г. Смотрец (1898,4), правая - на г. Поп Иван (2020,5). Место для стоянки было обнаружено здесь же, на перевале между многочисленными истоками Бальзатула и чуть менее многочисленными истоками Дземброни. Снова пошли разговоры о днёвке, но после детального изучения стоянки место было признано непригодным - воды не было (снежник - не в счёт), а ветродуй наличествовал :( Меня бы это не остановило, но народ упорствовал :) Короче говоря, мы побросали шмотки, выставили караул, и разошлись на поиски более защищённого места для потенциально возможной днёвки... Я направился в сторону г. Смотрец и перевала между речками Дземброня и Погорелец. Не обнаружив там ничего подходящего - к воде пришлось бы спускаться где-то метров до 1400 - я ещё некоторое время бродил по снежникам на высоте 1851,0. И тоже не нашёл там ничего приличного. Пришлось мне возвращаться без новостей. Дима же с Алёнкой за это время прогулялись в сторону Поп Ивана, и нашли недалеко от перевала небольшую полянку с крокусами, защищённую от ветра из долины валунным гребнем. На этой-то полянке мы и поставились. Воду брали из глубокой лужи талой воды, метрах в 50 от стоянки. На дне этой лужи, на полуметровой глубине, виднелось кострище с обожжёнными консервными банками и обугленными поленьями... незабываемое зрелище, надо сказать...

Поужинав и разомлев, мы в который уже раз отложили решение вопроса о завтрашних наших планах на утро, и пошли спать... Ну, это мы думали, что пошли именно спать, но жизнь распорядилась иначе. Среди ночи к нам пришли гости. Гости улюлюкали, топотали, фыркали, шуршали, свистели, и со скоростью паровоза носились между палатками. Нас с Алёнкой подбросило, мы высунулись из палатки, и... естественно, ничегошеньки не увидели, ибо воистину "темна украинская ночь". Услышав наше шевеление, гости смолкли на какое-то время, но потом быстро вернулись к своим не слишком тихим ночным забавам, и продолжили топотать между палатками. И только фотовспышка, направленная в сторону ближайшего источника улюлюканья, в конце концов, дала нам возможность познакомиться с посетителями. Пыха осветила нечто маленькое, круглое, с клювом и глазами. Это оказались тетерева. И их, судя по звукам, было много: нас угораздило встать на тетеревином току!!! Следующий час мы с Алёнкой и разбуженная тетеревиными воплями Катя провели в попытках подкрасться к тетеревам поближе и сфотографировать их. Мы с Алёнкой сдались первыми, а Катя так до конца и не сдалась. Впрочем, ни одна фотография ни у одного из нас так и не получилась :( Ближе к утру тетерева удалились в свои леса, а мы уснули в наступившей наконец-то тишине...

Утром 15 мая мы обсуждали исключительно ночные наши приключения, и потому оно как-то само собой решилось, что на днёвку оставаться здесь не стОит. Останемся - и сами опять не выспимся, и птицам размножаться не дадим ;) С тем мы и вышли в сторону Поп Ивана (2020,5) и обсерватории. Забравшись на гору, мы облазали всю обсерваторию вдоль и поперёк. Самые смелые забрались даже на самый-самый верх и с гордостью продемонстрировали всему миру наш орденский баннер :) В хорошую погоду - а нам как раз такая и досталась - с Поп Ивана очень хорошо видно весь Черногорский хребет, а также соседние с ним горные массивы - Мармарош (до 1936,2) и Фаркеу/Ругаш (до 1958,1).

Со спуском мы, надо признаться, немного промахнулись... И поняли это достаточно нескоро - возвращаться было уже поздно. В результате, вместо того чтобы пойти напрямик по долине одного из ручейков Бальзатула, мы сделали изрядный крюк через вершины Васкуль (1730,6) и Гаверянка (1406,4). Южные склоны Поп Ивана покрыты зарослями горной сосны - чем ниже мы спускались, тем жирнее и выше становились заросли сосны :) С тропы вдоль бывшей польско-чехословацкой границы мы сошли только на вершине г. Васкуль. Более утоптанная тропа резко ныряла в сторону г. Выхид (1471,4) и обещала вскоре привести к Стигу (1650,7) и современной украинско-румынской границе. Менее утоптанная полого уходила направо - по небольшому водораздельному хребту между Бальзатулом и Васкулом - и вела прямиком к небольшому голубому пятну, подписанному как "пруд Бальзатул" (1023,0). На границу нам было не нужно, и мы пошли в сторону пруда :) Практически сразу тропа выскочила на полонину и привела нас к заброшенным пастушьим домикам посреди поля густого ярко-зелёного щавеля (из группы "конских", предположительно - альпийский/приальпийский/карпатский). После полонины начался затяжной спуск длиной около километра, с потерей примерно четырёх сотен метров высоты. Тропа настолько резко ныряет вниз, что по ней иногда проще бежать, чем идти. В такие моменты от перепада давления начинало закладывать уши... На подходе к Бальзатулу в лесу вылезают всякие флористические интересности. На склонах появляется петров крест и пихты, а на нечастых террасах попадаются обширные ключевые болота и заросли цветущей калужницы, напрочь истоптанные кабанами. Здесь же состоялась ещё одна наша встреча с огненной саламандрой. Сам Бальзатул слышен уже издалека, но его не видно до самого последнего момента, когда ты внезапно вываливаешься с горы на дорогу, идущую вдоль его берега...

"Пруда" на месте, конечно же, не оказалось. Зато оказались заброшенные пастушьи домики и вездесущий щавель. Рядом с пастушескими домиками, на полянке, заросшей маргаритками, мы и расположились. Вконец вымотанные не слишком удобным и приятным спуском, мы расставили лагерь, во второй раз за весь поход разожгли костёр, поужинали, и порешили, наконец, сделать днёвку, пусть уже и бессмысленную: до цивилизации нам оставалось меньше 20 км, и наш горный маршрут был уже фактически закончен.

Весь день 16 мая мы отсыпались, гуляли по окрестностям бывшего "пруда" и приводили себя в более-менее приличное состояние. Желающие купались в Великом Бальзатуле, мыли головы ледяной водой и стирали шмотки. Ромка умудрился метрах в пятидесяти от лагеря, на берегу речки, обнаружить свежие медвежьи следы. В лужах по берегам Бальзатула полно чьих-то головастиков и тритонов. За пастушьими домиками нашлись и развалины плотины-кляузы, державшей когда-то пруд, по берегам которого ещё лет тридцать назад велась очень активная заготовка леса. Про гуцульские бокоры и вообще про тамошние методы лесозаготовки и лесосплава и без меня в Сети сказано уже очень много, и даже есть соответствующие фильмы на торрентсах, так что повторяться не буду. Деревянные конструкции плотины сгнили, и от довольно сложного гидротехнического сооружения остался только красивый большой водопад, из которого во все стороны торчат брёвна. Сейчас здесь лес не рубят, и кляуза, судя по её состоянию, никому не нужна. Старые вырубки на склонах окрестных горок заросли молодыми светло-зелёными смереками (возможно, это посадки), от которых рябит в глазах =)

17 мая мы практически весь день выбирались к цивилизации. До цивилизации было около 20 км, и выбирались мы к ней, естественно, пешком - сначала по дорожке вниз по течению Великого Бальзатула, а потом - по дороге вдоль Белой Тисы. Одним словом, день был посвящён методичной перестановке задних конечностей :) Уже в нескольких километрах ниже "пруда" дорога становится проезжей и начинают появляться следы недавнего пребывания здесь людишек. Загаженный лес в сумме с попытками восстановления дороги, начисто смытой в прошлом году августовскими паводками, выглядит печально :( А потом и вовсе начинаются сплошные вырубки, на добрую сотню метров в обе стороны от дороги... Вот по таким местам мы и дошли сначала до слияния Бальзатула со Стоговцом (~ 800,0), а там и до Лемского леса, где был устроен привал с купанием и прогулкой вверх по ручью. Попытка найти на Лемском ручье обозначенный на карте минеральный источник провалилась - после того как дорога исчезла, я заблудился в вырубках, и то ли не дошёл до него, то ли и вовсе пропустил по дороге :(

Тем временем, цивилизация надвигалась на нас со всех сторон - вдоль Белой Тисы стоит лесозаготовительная техника, валяются груды брёвен и катаются на мотоциклах аборигены. Вскоре после Лемского леса начались и первые домики. Периодически на берегу реки стали попадаться полянки и стада коров на них. Коровы задумчиво прятались в тени, и не обращали на нас почти никакого внимания. Одним словом, мы вошли в посёлок Луги, протянувшийся вдоль берега Белой Тисы на добрые 10 км. Здесь мы надеялись сесть на автобус, но до него ещё надо было дойти. В месте слияния Белой Тисы и Говерлы, рядом с лесничеством, мы вышли на асфальт, и буквально через полкилометра после моста через Говерлу нас догнал рейсовый автобус. Заплатив по 12, что ли, гривен, мы загрузились в него и поехали в город Рахов. "Дикая" часть поездки в Карпаты на этом закончилась, и началась цивильная, с гостиницами - кипятильниками - архитектурными достопримечательностями...

"Раховоз"

Наш поезд. Вышли в Ивано-Франковске, подышали воздухом и купили мороженое...

В вагоне

Народ пытается спать...

Лагерь

Три мокрые палатки под кустом.

Облака над Чёрной Тисой

Сборы

Погода налаживается...

жЫвотные

Огненная саламандра.
Голубой слизень. Виноградная улитка.

Вверх по Красиленке

Граница леса и полонины

Здесь всё ещё очень ранняя весна, лежат прошлогодние листья...

На полонине возле биостационара

Мы!

Привал возле биостационара Львовского Университета.

Часовенка

На территории биостационара.

Уходим...

... по траверсу Шешула.

г. Шешул

На переднем плане - г. Копыця.

Траверс Шешула

Рассматриваем обочину нашей дорожки...

Крокусы. Процесс

Крокусы. Результат

Горечавочка

Камень...

... с буковками.

Под пер. Шешул

Рядом с хорошей стоянкой.

Штурм перевала

Наши идут на Шешул.

Привал на пер. Шешул

Мы с Вовкой любуемся окрестностями.

Продолжить маршрут - готовы!

Панорамы окрестностей пер. Шешул

Все кадры - в сторону речки Рогнескул, в восточном направлении.
На третьей фотографии - г. Шешул.

Лагерь на экопункте "Рогнеска"

Петрос в тучах, день начинается мокро.

Траверс Петроса

Идём на перевал, с которого начнётся наше восхождение на гору.

Волчье лыко

Прострел

Горечавка

Ещё цветочки...

Нечто неопознанное. Первоцвет. Лапчатка.

Под Петросом

Брожу по окрестностям в ожидании восходителей...

Восхождение на Петрос

С горы открывается прекрасный вид :)

Часовня на вершине Петроса

Мне кажется, это результат прямого попадания молнии...

Камень

Вершина Петроса. Очередной валун с буковками...

***

Нечто, росшее на Петросе.

"Перемычка"

Ночёвка в домике.

Доброе утро!

Экопункт "Перемычка"

Домик и его окрестности.

Утро на полонине

Петрос и Петросул

Так они выглядят с "Перемычки".

Дима

Замёрз, как видите :)

Можжевельник

Весь покрыт инеем.

Перед стартом

Лёд

Часовня

Рядом с домиком, у начала дороги на Говерлу.

Вездесущие крокусы =)

Переход к экопункту "Говерла"

Обозреваем окрестности. Виден Мармарошский хребет и Румыния.

Поднимаемся на Говерлу

Продолжаем обозревать окрестности, но только с высоты 2060 метров.

На Говерле

Отдыхаем, наслаждаемся панорамой, фотографируем и фотографируемся.

Черногорский хребет

С высшей точки Украины открываются примерно такие вот виды :)

Сосна горная

Мягкая и пушистая на вид :)

По хребту

Идём в сторону оз. Несамовитое.

Несамовитое

Со стороны г. Туркул.

Вечер на озере

Вас ещё не задолбали крокусы? ;)

Тогда вот вам ещё несколько крокусовых полянок!

Примула

Да-да, такая вот маленькая и странная.

Туркул

И наш лагерь на Несамовитом.

Несамовитое

Икра

Растительность

На полонине рядом с лагерем.

Идём к Поп Ивану

Гутын-Томнатык...

... и озеро Бребенескул подо льдом на двух нижних кадрах.

Стоянка под Поп Иваном

Тот самый тетеревиный ток с лужами и крокусами...

Наш лагерь

Утро перед подъёмом на Поп Иван Черногорский.

Долина Белой Тисы...

... и её притоков.

На Поп Иван!

Обсерватория уже близко.

Крест

Поп Иван

Польская обсерватория на вершине.

"Белый Слон"

Внутри и снаружи.

Герб

Здесь был герб Польши.

Кладка

Часть стен сложена из кирпича.

Лишайник

Спускаемся

Начали спуск с хребта в долину Бальзатула.

Горечавка

Полонина

Высота сбрасывается настолько быстро, что закладывает уши...

Урочище Випчына

Умирающая полонина над Великим Бальзатулом. Заброшенные пастушьи домики и заросли щавеля...

Зубянка

Петров крест

Травки

Фиалка. Сольданелла.
Лобелия?

Ручей

Один из левых притоков Великого Бальзатула.

Заросли калужницы

Ключевое болотце, истоптанное кабанами. Исток того самого ручья, фото которого находятся слева :)

"Пруд" Бальзатул

Рядом со старой заросшей вырубкой и разрушенной плотиной.

Днёвка на Бальзатуле

Здесь-то мы и дневали...

Рябь

Молодой ельник на склоне.

Медвед

Гулял метрах в 50 от лагеря...

Земноводные :)

Водопад

Плотина совсем развалилась.

Флора долины Бальзатула

Нечто крестоцветное. Оно же. Примула. Селезёночник. Валериана.

Лес

Смерека (карпатская ель).

Вниз по Великому Бальзатулу

Вырубки...

Дорога в нижнем течении Великого Бальзатула

Цивилизация всё ближе и ближе... так её...

Чорногора

Скоро хребет скроется из вида...

Берег Белой Тисы

Вырубки и грязь...

Вниз по Белой Тисе

Идём в село Луги, надеемся сесть там на автобус до Рахова :)

Луги

Часовенка, возле которой мы поймали автобус :)

Хибины - 2004

Ловозёрские Тундры - 2006

Хибины - 2007 (внешняя ссылка!)