Октябрь 2009 - Южная Бессарабия: Белгород-Днестровский

Нагулявшись по Одессе, мы с Алёнкой поехали дальше на юг. Конечной целью была Южная Бессарабия - города Измаил и Вилково на берегу Дуная. Самый дальний район Украины, куда можно беспрепятственно забраться с российским паспортом, кстати. Вполне естественным образом наш маршрут прошёл через Белгород-Днестровский: проехать мимо города с ТАКОЙ крепостью мы никак не могли :) Из Одессы выехали на утренней электричке (их там ходит несколько штук в день). По поводу нашего отъезда из Одессы приключился не слишком солнечный день, и за два часа пути до Белгорода облака так и не растащило. Все фотографии в итоге получились пасмурными и неяркими :(

Первым местом, куда мы наведались в Белгороде, была местная автостанция, и тут нас ждал весьма неприятный сюрприз - последняя (она же - единственная сегодня) маршрутка в Измаил уходила около трёх часов дня. Это давало нам на осмотр города и крепости около 2,5 часов... представьте себе, с какой скоростью нам пришлось носиться по городу... В результате впечатления о городе остались рваные, ни о каком вдумчивом созерцании красот речи не было, мы пропустили добрую половину городских интересностей и ограничились, в сущности, только посещением крепости. Полазали по стенам, поснимали башенки и стены, полюбовались сверху на раскопки греческого полиса Тира, вышли на берег лимана, да и поскакали обратно на автостанцию. По пути, понятное дело, забегали к местным церквушкам (куда же без них!), и пытались найти какую-нибудь приличную литературу о городе (не нашли, нет её ни у крепости, ни в местных книжным магазинах!).

На маршрутку успели в последний момент - в ней оставалось ровнёхонько два места: мы сели, и она поехала. Впереди было три часа довольно хреновой дороги до Измаила... Пейзажи все эти три часа были исключительно однообразны - пустые поля (чаще всего - кукурузные) до горизонта, изредка пересекаемые узенькими полосками лесопосадок и ещё реже пересекаемые какими-нибудь водоёмами. Под такой вид за окном было бы очень хорошо дремать, если бы не ямы и колдобины на дороге ;)))

По улочкам города...

Мы там чуть ли не бегом бегали. Коты от нас - врассыпную! :)

Тира

Руины греческого полиса (VI в. до н.э. - IV в. н.э.) под стенами Аккермана. Под открытым небом валяются всякие обломки, черепки и прочие предметы древнегреческого быта, никому особо не нужные...

Крепость Аккерман

Вид со стороны Днестровского лимана. Башня с крышей - Придворная (часть цитадели). Эх, а хорошо молдаване в своё время строили! ;)

У входа в крепость

Круглая башня - башня Девичья (она же - Овидия), квадратная - башня Великих (Килийских) Ворот.
Крепость окружает ров, через него переброшен мостик, в далёкие молдавско-турецкие времена бывший подъёмным...

В крепости

Ниши, арки, окна и всяческие проходы.

Минарет

Всё что осталось от местной турецкой мечети. На заднем плане - Сторожевая башня.

Фундамент

Здесь (???) была христианская церковь XII-XIII вв. На заднем плане снова Сторожевая башня.

Про Алёнку

Фотографирует ворота и коридоры...

Днестровский лиман

Взгляд из крепости на север. Внизу - Карантинный двор крепости.

Башня Пушкина

Вездесущий А.С. наследил и здесь ;)

Цитадель

Старейшая часть крепости (XIII в.), вроде как ещё генуэзской постройки... Кроме стен сохранился только арсенал, который построили турки.

Пустынно...

Построек на территории крепости практически нет. Общественный туалет и ларьки (кон. XX в.) - не в счёт ;)
А вот люди всякие шастают в очень приличных количествах, потому что сегодня выходной!..

Вознесенский собор (1815-20 гг.)

Главная православная церковь города на месте старого турецкого кладбища. Раньше ещё колокольня была, но она рухнула в 2004 году...

Болгарская церковь, она же...

... Георгиевская (1840 г.)

Греческая церковь, она же...

... церковь Иоанна Предтечи (1432 г., с многочисленными более поздними перестройками). Видно, в-основном, колокольню XIX в. На заднем плане - лиман.

***

Первое - сильно смахивает на некое культовое сооружение.

Второе - "Сарматский склеп" (III в н.э.). Был замечен случайно. Стоит на территории армянской церкви, которую мы почему-то не сфотографировали... :(

Военный мемориал

Берег лимана, недалеко от крепости.

Октябрь 2009 - Южная Бессарабия: Килия - Вилково

Уже вечером, немного покружив по Измаилу, маршрутка выкинула нас возле одноименной гостиницы и укатила по своим делам. Мы заселились в довольно приличный номер с холодильником и ванной по 120 грн/сутки, наскоро его обжили (т.е. раскидали по номеру шмотки и достали чайник из рюкзака), и пошли искать еду. Магазин обнаружился сравнительно недалеко - на центральной площади города, рядом с музеем Суворова. Вернувшись в гостиницу, мы поужинали и распланировали ближайшие два дня: назавтра решили поехать в Вилково (и в тот же день вернуться), послезавтра посмотреть сам Измаил, и на следующее утро уехать в Одессу и сесть там на поезд до Каменца-Подольского.

Алёнка позвонила на автостанцию, выяснила всё про вилковские автобусы, и мы сильно приуныли... Оказалось, что утренний автобус плетётся до Вилково 3 часа, и буквально через полтора часа уходит назад, в Измаил. Одновременно с ним можно было уехать в соседний городок Килию, оттуда вроде тоже что-то должно было ходить в Вилково, но более прямым маршрутом, и, стало быть, слегка быстрее. Мы приняли промежуточное решение - притащиться на автостанцию где-нибудь к полседьмого и уже на месте решить, как и чем мы поедем в Вилково. С тем и легли спать.

Утром следующего дня мы вышли из гостиницы ещё затемно. Найти автовокзал удалось с первой попытки, объяснения тётечки с ресепшена нам вполне хватило :) Ситуация с автобусами, понятное дело, за ночь совершенно не изменилась. Был ранний автобус на Килию, был столь же ранний на Вилково. На нас напал глубокий тупняк: вместо того, чтобы что-то быстро решить, мы пошли в автовокзальный ларёк и купили с горя карту Измаила. Карта, блин, оказалась настенной ;) Мы присели на лавочку и принялись её разворачивать...

Это было зрелище не для слабонервных, надо сказать. Оно привлекло к нам внимание все посетителей автостанции, и в их числе оказался один дядечка (имя-фамилию писать не буду)... назовём его, скажем, "работником автостанции". Присел, мы познакомились и разговорились. Рассказали ему про своё желание съездить в Вилково. Он предложил поехать всё же через Килию, но подтвердил, что в итоге в Вилково у нас всё равно будет только часа два на всё... После этого мы ещё где-то полчаса ждали килийский автобус и общались.

Теперь мы с Алёной знаем, как живётся в маленьком украинском городке на границе с Молдавией и Румынией. Здесь фактически нет работы, жизнь в порту едва теплится, в итоге денег нет ни у кого и ни на что. Единственное, что не даёт горожанам голодать - плодороднейшая придунайская земля и виноградники. Музей Суворова, второй по значимости после нашего питерского, был закрыт в 90-х годах за ненадобностью, а нынче восстановлен и отреставрирован на деньги какого-то российского "общества ветеранов" (сами знаете, что у нас скрывается за подобными названиями...). Поговорили и о политике (как раз на Украине началась предвыборная кампания). Народ давно никому не верит, но большинство выбирать будет из двух (трёх?) зол меньшее - Януковича. Город по сути забыт властями, горожане отвечают властям полной взаимностью. Требования ввести украинский язык в качестве не просто основного, но единственного, попросту игнорируются: все пользуются русским языком - и русские, и болгары, и румыны, и молдаване. И живут при этом дружно - остальная Украина могла бы им позавидовать :)

С тем и загрузились в автобус на Килию. Вся дорога до Килии, и от Килии до Вилково идёт по дельте Дуная, вдоль его рукавов, среди знаменитых плавней - тростниковых топей с озерцами, заселённых разнообразными птицами. В Килии мы пересели на местный автобус до Вилково: ехать пришлось стоя, автобус набился битком.

Двух часов на Вилково, конечно, маловато... Хотя, надо сказать сразу, сравнение городка с Венецией ОЧЕНЬ сильно приукрашивает реальное состояние дел... Быстренько сориентировавшись на местности, мы рванули от автостанции в сторону Дуная. На причале нам пытались предложить двухчасовую экскурсию по Дунаю и каналам, но двух часов у нас уже не было, и мы пошли дальше пешком. Поблуждав среди улочек и каналов, мы выползли к центральному каналу, и решили дальше не ходить, чтобы не опоздать на автобус. Назад к автостанции шли другим маршрутом, но тоже вдоль каналов и огородов, фотографируя местные церквушки и котов. Некоторых котов перед фотографированием приходилось спасать из заборного плена: судя по всему, зверь неудачно прыгнул и застрял в щели между столбом и заборной доской. Застрял исключительно неудачно: лапы у него оказались сантиметрах в тридцати от земли. Завидев нас, висящий котёнок принялся орать, и мы, естественно, в четыре руки выколупали его из забора и отпустили на волю. Хочется верить, что кот остался нами доволен :)

На автостанции мы купили яблок и залезли в автобус, тот самый измаильский. Полдороги продремали (сказался ранний подъём), и часам к пяти уже были в Измаиле.

Килия

Окрестности автостанции. Десять минут до автобуса в Вилково...
Церквушка - Покровский собор (1822-36 гг.).

Памятники...

... староверам-липованам, основателям Вилково. И рыбаку.

Никольская церковь (1899-1902 гг.)

Не старообрядческая, в отличие ото всех остальных церквей города. Рядом с автостанцией.

Дунай

Кусты на том берегу - Румыния.

Мы :)

Пафосные картинки на фоне Румынии, ага ;)))

Старообрядческая церковь...

... Рождества Богородицы (1990-93гг.). И улица, к ней ведущая.

Лодки на Дунае...

Центральный канал (Белгородское гирло)

Раз "Венеция" - значит, должны быть и гондольеры ;)

Каналы, мостики и лодки

Вот она какая, Украинская Венеция ;)))

Лодки на берегу

Котэ венецианское =)))

Догнать и погладить не получилось :(

Айва

Дорожки

Вдоль каналов, чтобы грязь по весне не разводить :)

Алёнка...

... и спасённый нами котёнок :)

На мостике

Лягуха

Зелёная :)

Октябрь 2009 - Южная Бессарабия: Измаил

Вернувшись вечером в Измаил, мы решили не терять времени зря и попытаться сегодня же посетить музей-диораму "Штурм Измаила". Автобус в крепость ходит прямо с центральной площади, ехать - минут пять-семь, потом ещё пару минут идти пешком. Диорама, естественно, успела закрыться задолго до нашего приезда :( Мы с часик побродили по тому месту, где когда-то была турецкая крепость, пофотографировали Дунай и уехали назад в гостиницу.

Поутру погода снова испортилась, и под моросящим дождём мы пошли шататься по музеям. Начали с музея Придунавья, продолжили музеем Суворова, а закончить решили диорамой. На этот раз к диораме мы приехали более чем вовремя, но она опять была закрыта: мы выбрали чуть ли не единственный на неделе день, когда туда не пускают. Попытка договориться со сторожем ни к чему не привела - он пустил нас только за забор, в розарий. Розарий, впрочем, оказался более чем хорошим :)

Оставалось только погулять по городу: мы доехали до центра на автобусе, развернули нашу настенную карту, и пошли... Покрутились в окрестностях памятника Суворова и Покровского собора, посмотрели большую часть местных церквей, и доползли в итоге до Морского вокзала. Погода так и не разгулялась, ножки после вчерашней и сегодняшней прогулок готовы были выпасть из задницы, так что мы решили вернуться в гостиницу и пораньше сегодня задрыхнуть - завтра нам нужно было встать в пять часов утра и успеть на первый автобус в Одессу...

И мы на него успели! Позавчерашний дядечка, как и обещал, пришёл нас проводить (и это в 6 часов утра!!!), и мы проболтали ещё с полчаса. Напоследок он подарил нам буклет и открытки из музея Суворова (в самом музее они при этом не продавались!), за что мы ему очень благодарны: в городе вообще ничего было не купить, кроме набора открыток десятилетней примерно давности и той самой карты города... В качестве ответной любезности мы пообещали ему поставить свечку в часовне Ксении Петербургской у нас на Смоленском кладбище, что и было мною проделано где-то в конце ноября.

Автобус, тем временем, выехал из города и направился в сторону Молдавии... Очень забавный момент - автодорога Измаил-Одесса идёт в том числе и по территории Молдавии. Нас это сильно напрягало - загранов ни у меня, ни у Алёнки не было, и на границе нас элементарно могли высадить из автобуса вместе с нашими российскими паспортами. Но нам повезло - проверки не было ни на украинской, ни на молдавской стороне, и на память о посещении Молдавии у нас осталась только смска от какого-то местного мобильного оператора :) В автобусе показывали "А зори здесь тихие...", так что время в пути прошло незаметно...

До Одессы доехали часа за три, до каменецкого поезда у нас оставалось ещё несколько часов, и мы, пообедав в "Макдаке", пошли бродить по окрестностям ж/д вокзала и даже зашли в музей Рериха. От идеи поехать на море и искупаться (погода была хороша - жара, маленькие облачка на небе) мы отказались - побоялись не успеть на поезд... Если бы мы знали, ЧТО ждёт нас дальше, мы бы точно поехали купаться и забили бы и на прогулку, и на музей, и на опоздание на поезд :)

В нашем каменецком вагоне ехала на пленэр толпа каких-то молодых художественных личностей с мольбертами. Они заняли почти полвагона, весь вечер пьянствовали и громко общались. Проводник, с постепенным удалением поезда от Одесса, так же постепенно переходя на мову, ходил по вагону и уговаривал всех взять чай и одеяло. Особенно - одеяло... В почти тридцатиградусную жару в невыносимо душном вагоне это казалось странным, но как же он был прав!..

Дунай

Мы гуляем по крепости. Вдали виднеется измаильский порт.

На берегу

Вы таки не поверите: за рекой снова Румыния :)

Вход в крепость

Старые монастырские ворота, и вход на воинское кладбище.

Мечеть (XVI в.)

Единственная сохранившаяся постройка крепости, ныне музей-диорама «Штурм крепости Измаил русскими войсками в 1790 г.»
Как назло, попасть туда мы не смогли. Договориться со сторожем не вышло, нас пустили только за забор - понюхать розы :(

Розы

Нюхаем те самые розы... Цветут они в садике рядом с мечетью. Середина октября, однако!..

Крепость

Ныне - парк и мужской монастырь с двумя церквями.

Никольская церковь (1852 г.)

Стоит на месте монастырской церкви конца XIII в.

Успенская церковь (1841 г.)

Колокольня, надо сказать, на редкость нелепа ;)

Крест

Старое воинское кладбище на территории крепости.

Склеп

Рядом с крестом.

Музей Суворова

Заканчивается реставрация фасадов, внутри всё уже готово.

Суворов

Памятник на центральной площади города.

Покровский кафедральный собор (1831 г.)

Колокола, висящие на колокольне, отлиты из трофейных турецких пушек.

Измаильские церкви

Церковь Святых Константина и Елены (1930-36 гг.). Единоверческая церковь Рождества Богородицы (1897 г.).

Старообрядческая Никольская церковь (1833 г.)

Дворик музея Придунавья

Цветы и коты :)

Ещё кошарик

Типичный домик...

... в центре города.

Арка

Беседка рядом с местным ДК.

Памятник воинам-афганцам

"Стакан"

Управление Украинско-Дунайского пароходства (1994 г.), самое высокое здание города.

В порту

Два памятника - морякам-дунайцам и 100-летию Дунайской флотилии.

Морской порт

Никольская часовня и, собственно, здание порта.

Причалы

Владимир - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Ярославль - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2008

Кириллов - 2008

Юрьев-Польской - 2008

Соловки - 2008

Плёс - 2008

Псков - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Владимир - 2008

Новогрудок - 2008

Кострома - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2009

Нижний Новгород - 2009: зима

Псков - 2009

Великий Новгород - 2009

Львов - 2009

Коломыя - 2009

Нижний Новгород - 2009: лето (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Одесса - 2009

Южная Бессарабия - 2009

Замки Западной Украины - 2009

Зарайск - 2009

Сольцы - 2010

Углич - 2010

Полоцк - 2010

Нижний Новгород - 2010: весна (внешняя ссылка, необходима регистрация!)