Ноябрь 2008 - Поездка по Беларуси: Минск - Мир

Мысли о поездке по замкам Беларуси появились ещё весной. И вот, к ноябрю, она оформилась во вполне конкретную поездку :) Билеты до Минска брались за месяц с лишним до отъезда, ибо к поезду цепляется всего один плацкартный вагон, и попасть в него довольно трудно... Нам это, однако, удалось :)

Минск встретил нас противной пасмурной погодой и... гимном из динамиков на вокзале. И если первое было вполне нормальным явлением, то вот второе по-настоящему удивило. Разменяв прямо на вокзале несколько российских купюр на нехилую такую пачку местных денег, мы отправились на поиски какого-нибудь транспорта до автовокзала "Восточный". Транспорт нашёлся на соседней с ж/д вокзалом улице, и, по-моему, это был троллейбус. Нас было всего пятеро, но у водителя не нашлось такого нечеловеческого количества билетов, и он продал нам всё, что у него осталось - целых два билета :) Мы с Алёнкой их закомпостировали, а Валя, Вова и Миша прокатились по Минску зайцами...

До отправления автобуса в Мир оставалось ещё минут семь-десять, когда мы наконец-то доехали до автовокзала. Билеты на ближайший автобус в кассе были, так что всё сложилось очень даже хорошо, мы даже смогли пару минут побродить по автовокзалу и его окрестностям. К слову сказать, на автовокзале "Восточный" курс российского рубля в обменнике оказался хоть и немного, но всё-таки  выше, чем на ж/д вокзале. Наш полупустой утренний автобус (Минск-Зельва) сначала прокатил нас по южной части Минска, проехал рядом с аэропортом, и только потом выехал из города. Вот как раз на выезде из города для нас и развеялся миф о том, что в Беларуси всегда и везде чисто на улицах. Оказывается, не везде и не всегда - за минской кольцевой вдоль трассы валяется примерно столько же всяческого мусора, как и у нас в России :( Автобус тем временем катился по шоссе довольно шустро, трасса как раз вполне соответствовала мифу о прекрасных белорусских дорогах, который оказался совсем даже не мифом :) Через некоторое время этому нашлось прекрасное объяснение - трасса оказалась платной. Наш водитель, чуть ли не по пояс высунувшись в окно, заплатил на пропускном пункте какую-то денежку, и только тогда нам открыли шлагбаум и пропустили дальше... Пейзажи за окном автобуса частенько напоминали наш Карельский - прозрачные сосновые боры и ельники в низинках :) Поля до горизонта, впрочем, попадались куда чаще.

В Мир мы приехали ближе к полудню. Автобус проехал мимо замка, высадил нас в центре городка, и укатил дальше. Мы прошлись по каменному центру города, посетили местный мирский обменник, удостоверились в том, что не сильно и прогадали, обменяв деньги прямо на вокзале, и пошли к замку. Рядом с замком идёт мощное окультуривание территорий, делается подсветка, устанавливаются решётки вокруг парка, дорожки мостятся плиткой, и т.д. Между тем, в самом замке и дворце пока что царит разруха и практически нечего смотреть - пускают только в подвал-тюрьму и на одну из башен. Но снаружи замок, что и говорить, очень даже красив. У нас ничего подобного нет и в помине. В парке на берегу пруда тоже полным ходом идёт реконструкция. Погуляв по не до конца уложенным парковым дорожкам, мы забрели на остров, и даже попробовали обойти пруд кругом ;) На противоположном его берегу в траве были обнаружены грибы маслята. Неплохо для начала ноября! =)

Обход пруда так и не состоялся :) Мы вышли обратно на дорогу, быстро пробежались по ларькам с сувенирами (к слову сказать, за всё время поездки мы больше нигде сувенирных лавок не видели!), и вернулись в центр города. Костёл на главной площади - явно на консервации. Не получилось попасть даже за забор, не говоря уже о самом здании... В поисках "чего бы ещё посмотреть" забрели мы и на православное кладбище - там нашлась часовня и целая серия очень странных надгробий в виде сделанного из камня, и покрытого каменной же корой, ствола дерева. Возвращаясь в центр, мы ещё раз прошлись мимо замка... Он, всё-таки, очень хорош!.. =)

В ожидании автобуса, который должен был увезти нас в Новогрудок, мы забрели в кафе рядом с костёлом, и наскоро там перекусили. Цены оказались более чем гуманными.  Времени было совсем мало, мы проглотили свои блинчики и сырники и практически бегом побежали на автостанцию. Пока мы сидели в кафе, на улице успело практически полностью стемнеть, а к моменту нашего отъезда из Мира и вовсе наступила тёмная ночь. На часах было примерно 18-30 ;)

Переезд в Новогрудок был не очень щедр на интересные события... Разве что вот выяснилось, что местная молодёжь ездит на междугородных автобусах с ноутбуками, с которых слушает музыку на весь салон :) За окном, тем временем, была абсолютная темнота, в которой иногда было видно огоньки. Первое после Мира большое скопление огоньков оказалось местным райцентром под названием Кореличи, а второе - городом Новогрудком ;)

Чыгуначны вакзал

Мы приехали в Минск, оглядываемся помаленьку...

Автовокзал "Восточный" в Минске

Рядом - небольшой парк с прудом. Чисто и тихо.

Мир

Троицкая церковь - рядом с автовокзалом.

Центр Мира ;)))

Он выглядит именно так, и нечего тут улыбаться!

Замок

Вид со стороны центра города, с красивым мостиком на переднем плане :)

Возле мостика

Мы, замок & мирская кАзА =)))

Замок Ильиничей в Мире

С разных точек, как видите ;)

Башни Мирского замка

Внутри...

Башни, стены, дворец Радзивиллов.

Часовня

Усыпальница Святополк-Мирских в замковом парке.

Прогулка по парку

Мостик

В замковом парке.

;)

Валунно-кирпичная кладка, башенки, печные трубы и подмигивающий замок ;)

С воды

Фотографии замка со стороны паркового прудика.

Конкурс: найди Алёнку!

Наши в замке!

Костёл св. Николая

Православное кладбище

Кошак

Живёт при замке...

Осенние астры

Ноябрь 2008 - Поездка по Беларуси: Новогрудок - Любча

В Новогрудок мы въехали в абсолютной темноте. Покружив по городу, автобус каким-то чудом нашёл автовокзал, где мы и вышли :) Сфотографировав расписание (в дальнейшем нам это не очень пригодилось...), мы отправились на поиски гостиницы "Новогрудок", и вскоре её обнаружили. Нас уже ждали, и хотя мы и опоздали немного, бронь (услуга оказалась бесплатной!) нашу никому не отдали.

Заселили нас в три номера... О номерах нужно сказать отдельно, потому что за такие деньги в центральной России можно получить в своё распоряжение разве что собачью конуру. Мише досталась "одиночка", и она была более чем стандартной. Обошлось ему это примерно в 200 наших рублей в сутки. А вот мы с Алёнкой и Вова с Валькой получили "двухи-полулюкс". В номерах было по две комнаты (гостиная и спальня). В санузле у нас с Алёнкой была настоящая ванна. У Вовы с Валей в гостиной стоял мягкий уголок, а по стенам были развешаны картины и живые цветы. Про разнообразные зеркала, столы, стульчики и холодильники я вообще молчу... За номер получилось примерно... 450 наших рублей в сутки. Что чуть ли не в два раза меньше стоимости одноместного номера без удобств и ремонта где-нибудь во Владимире. Вот и думайте теперь!..

Закинув шмотки в номера, мы пошли в ночной город на поиски круглосуточного магазина с едой. Магазин нашёлся в паре кварталов от гостиницы, и мы довольно скромно в нём закупились. На выходе охранник и кассирша нас обозвали олигархами... видимо, покупка десятка бомж-пакетов, куска сыра и шести бутылок местного пива по белорусским меркам - признак высокого достатка... На следующий день мы посетили этот магазин ещё раз, и на нас снова смотрели косо :((( Вернувшись в гостиницу, мы разъели купленную еду, а затем в спокойной обстановке, под программу новостей, распили купленное пиво (шести разных сортов). И независимо друг от друга решили, что "Лидское тёмное" - самое вкусное из них ;)

Сгустившийся за ночь туман не рассеялся ни утром, ни днём. Все наши прогулки по Новогрудку происходили в более или менее густом тумане... Поутру мы обошли весь центр города, зашли на руины замка, поднялись на курган Мицкевича, заглянули в костёл, где его крестили, и решили всё-таки съездить в Любчу, как ранее и планировали... На пути к автовокзалу мы наткнулись на знаменитую новогрудскую деревянную мечеть. На вид здание мечети оказалось, в сущности, простым сараем (да простят меня правоверные!). Нас, неверных, не пустили даже на территорию (про порог я даже и не говорю) - дабы мы её не осквернили своим присутствием... Главная проблема обнаружилась на автовокзале - нормальных автобусов в Любчу не было. А если они и были, то вернуться в Новогрудок у нас уже не получалось :( К счастью, нам подвернулся дядька-частник (не всех ещё попересажали чуткие белорусские налоговики!), который за кошмарную на вид сумму в сто тыщ белорусских рублей (примерно 1300 наших) согласился отвезти нас в Любчу, подождать с прогулки, и отвезти обратно... Всю дорогу мы были вынуждены слушать певицу, прости Господи, "Максим"... одни и те же десять песен по кругу... но мы пережили и это - мы вообще Сильные Духом, и не такое выдерживали!.. ;) В Любче мы провели около получаса, и успели за это время не только посмотреть на руины замка и церковь в центре городка, но и немного помедитировать на берегу Немана. Неведомые силы природы показали нам в Любче красивую речку и КЛОЧОЧЕК ГОЛУБОГО НЕБА, единственный за всю эту поездку, и потому - воистину неповторимый ;) Тумана, к слову сказать, в Любче не было вовсе.

После возвращения в Новогрудок наши блуждания по городу продолжились. Мы занялись целенаправленными поисками места на тему "пообедать" и места на тему "добыть сувениров и книжек каких-нибудь"... И если второй пункт мы с грехом пополам выполнили (в галантерее на центральной площади, на втором этаже), то вот с первым пунктом в Новогрудке оказалось совсем хреново. Обойдя повторно весь центр города, мы в итоге осели в забегаловке при второй новогрудской гостинице, "Панском доме". Цены в заведении оказались достаточно скромными, и мы там очень мило перекусили. Но полноценного обеда всё равно не вышло, и мы пошли "догоняться" купленными ранее бомж-пакетами и растворимой пюрешкой в гостиницу ;) Под этот обедо-ужин у нас была куплена бутылка "плодового вина улучшенного качества" местного производства, под названием "Принеманское"... Нууу... э-э-э... надо честно признаться, что мы её в итоге впятером осилили... но покупать эту отраву улучшенного качества (стоимостью около 35 наших рублей за 0,7 литра) в качестве гостинца домой я бы посоветовал только тому, кто ненавидит своих домашних чистой, искренней и незамутнённой ненавистью. От одной только мысли о том, что же представляет собою этот же самый напиток, но обычного качества, по спине начинают бегать мурашки размером с кулак, а к горлу подкатывает вполне осязаемый комок... Спасло нас в тот вечер только "Лидское тёмное", которого было много, и местные новости по ящику ;)))

Отужинав, мы расползлись спать, договорившись встать завтра пораньше и успеть на один из первых автобусов в Лиду. Мы с Алёнкой, правда, предприняли ещё и небольшую ночную прогулку с фотоаппаратами и штативом - пробежались в ночИ по центру города и поснимали туманные фонари и подсвеченную Никольскую церковь. Всё-таки самое яркое впечатление от поездки по Беларуси - это потрясающие новогрудские туманы, стойкие и густые как сметана. У нас таких практически не бывает...

Утром мы продрались ни свет ни заря, резво собрались, не менее резво позавтракали, и поскакали по холодному утреннему туману в сторону автовокзала. С лёгкостью взяли билеты на проходящий автобус "Барановичи-Вильнюс", и уехали на нём из Новогрудка в Лиду. Автобус ехал до Лиды час с небольшим - новогрудское расписание нагло врёт про час-пятьдесят до Лиды, не верьте ему! ;)

Туман

Из нашего окна видно студентов(ок), бредущих в утреннем тумане на учёбу...

Центр Новогрудка

Сохранившаяся историческая застройка.

Церковь св. Николая

Бывший костёл францисканцев...

"Малый замок" и окрестности

Курган Мицкевича, памятник ему же, герб на валуне, и панорама Новогрудка с его вершины...

Борисоглебская церковь

"Оборонительного типа", как написано в спецлитературе.

Памятник преп. Елисею Лавришевскому

И Валя. Слева :)

Костёл Михаила Архангела

Новогрудский замок

Руины двух башен, реконструкция стен, и пасущиеся среди всего этого козы...

Вова и Валя

На замковом холме.

Центр города...

... со стороны замкового холма.
На переднем плане - территория, собственно, Новогрудского замка.

Новогрудская мечеть

Деревянная!!!

Фарный костёл Преображения Господнего

В 1799 году здесь крестили Адама Мицкевича.

Табличка

На стене костёла.

Церковь св. Ильи

Это мы уже по Любче гуляем.

Центр Любчи

Застройка вполне себе сельская ;)

Неман

Под стенами любчинского дворца.

Замок в Любче

Руины... На первой фотографии во втором ряду за той башней, которая стоит в лесах, видно дворец...

Башня-брама

Реставрацией и не пахнет...

Георгины

Угловая башня

Реставрируется силами местного населения.

Церковь св. Николая

Прогулка по ночному Новогрудку.

Ночные зарисовки

Центральная площадь города и Малый замок.

Ноябрь 2008 - Поездка по Беларуси: Лида - Минск

На прогулку по Лиде у нас было часа четыре. Мы приехали не рано, а уехать должны были не поздно, чтобы успеть к нашему поезду... Первым делом, мы купили билеты до Минска, а уж потом пошли менять рубли наши на рубли белорусские - все местные деньги у нашей компании синхронно закончилось как раз на стадии покупки автобусных билетов Лида-Минск...

Признаться честно, в Лиде смотреть практически нечего... Церковь рядом с рынком - откровенный новодел, замок - страшненькая реконструкция (уж лучше бы руины оставили!), да ещё и закрыт для посещения. Причём, закрыт по очень прозаической причине - он сдан музеем в аренду местному клубу исторической реконструкции под их реконструкторские нужды. А нужды реконструкторские ещё прозаичнее - они зашибают деньгу, проводя в замке костюмированные пьянки с аутентичной живой музыкой для туристов с большими бабками. Чему мы и оказались свидетелями... Подкупив стражу, мы проникли в замок под видом туристов с большими бабками, но, в отличие от них, проследовали мимо зала с накрытым столом, и вылезли на стену. Сфотографировать мы успели практически всё что хотели, когда тётка-организатор аутентичной пьянки для туристов нас на этой самой стене засекла, и изгнала из замка, брызжа слюной и сверкая своими грозными реконструкторскими очами...

Интересен в городе разве что костёл, да ещё бесконечные памятники самого разного вида и содержания... Покрутившись рядом с замком, мы пошли по ул.Советской прочь от центра, на ходу пытаясь придумать, чем бы заняться в этом странном городке. Высказывались самые разнообразные версии - начиная с "пошли искать местный пивоваренный завод, чёй-та охота продегустировать весь их продуктовый ряд" и "а вот филиал белорусского Центробанка, пошли купим памятных серебряных монет с Мирским замком", и заканчивая более разумными "а может, в музей?" и "давайте пожрём где-нибудь?" =))) Победил разум - мы пошли в местный краеведческо-исторический музей и в книжный магазин напротив музея. Впрочем, разум быстро осознал свою ошибку, после чего скрылся в неизвестном направлении и более не высовывался ;) Краеведческий музей откровенно ужаснул. Там на полном серьёзе демонстрируются "Меч Конана-варвара" и "Кинжал Локи, Бога войны" (нас занесло на т.н. "коммерческую выставку" холодного оружия). А книжный магазин, наоборот, порадовал - здесь мы нашли несколько очень приличных книг и фотоальбомов, и, соответственно, потратили на них практически все оставшиеся деньги.

Уезжали мы из Лиды если и не с энтузиазмом, то уж точно безо всякого сожаления. Редкий случай, честно говоря... Возможно, мы чего-то в этой самой Лиде недопоняли... Через два с небольшим часа мы приехали в Минск, вышли возле одной из станций метро, спустились на станцию, и "для галочки" прокатились на метро до ж/д вокзала. Существенное отличие от питерского метро всего одно - минчане катаются по смарт-жетонам в гламурном розовеньком пластиковом корпусе ;))) Час до поезда мы провели в поисках сувениров для наших домашних. Успели даже перекусить - неплохую забегаловку на противоположной от вокзала стороне площади подсказала нам девушка-раздатчица рекламы в подземном переходе под площадью, за что ей большущее спасибо ;)

Вот, собственно, и всё ;) Желание съездить по Беларуси ещё разик-другой - имеется!..

Пантелеимоновская церковь

Лида, практически центр города.

Крестовоздвиженский фарный костел

Лидские памятники

Их много, и они очень разные, как видите!

Гасцынiца "Лiда"

Из окон хорошо видно замок.

Кафедральный собор...

... Михаила Архангела, бывший костел св. Иосифа при монастыре пиаров.

Коты!

"Замок Гедимина"

Стены и башни восстановлены из руин. Результат выглядит откровенным новоделом :(((

Внутри

Нам удалось туда проникнуть ;)

***

Про "древность" и современность :)

Боевой ход

Пьянка

Реконструкторы готовятся принимать туристов.

Объявление =)))

Ночной Минск

И снова минский ж/д вокзал...

Орша

Все уже спят, одна Алёнка скачет в ночИ с фотоаппаратом ;)

Владимир - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Ярославль - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2008

Кириллов - 2008

Юрьев-Польской - 2008

Соловки - 2008

Плёс - 2008

Псков - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Владимир - 2008

Новогрудок - 2008

Кострома - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2009

Нижний Новгород - 2009: зима

Псков - 2009

Великий Новгород - 2009

Львов - 2009

Коломыя - 2009

Нижний Новгород - 2009: лето (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Одесса - 2009

Южная Бессарабия - 2009

Замки Западной Украины - 2009

Зарайск - 2009

Сольцы - 2010

Углич - 2010

Полоцк - 2010

Нижний Новгород - 2010: весна (внешняя ссылка, необходима регистрация!)