А нам с тобой опять не повезло...
Куда нас занесло?
Откуда мы?
И кто?

(Юля Чичерина)

Август 2002 - Капшозеро - Нойдала - Корвала - Пупозеро - Лукино - Пашозеро,
или История про то, как нельзя ходить в походы...

смотреть карты: #1 #2

Долго-долго собирались, и вот наконец-то поехали. Кого только не приглашали... Никто не согласился. У всех дела какие-то, никто за свой счет взять не захотел, ну и так далее. То есть, нас оказалось двое - я и Сергей Модестов. Маршрут подсмотрен где-то в Сети, плюс некоторые мои модификации, и вот мы выехали в Тихвин. Но как выехали... блин... подготовка - нулевая (едем в незнакомые места, а даже компас никто не взял!!!). Палатка моя китайская, без полиэтилена. Серёгины котелки. Зонтики. Билеты. И шесть дней свободного времени... Сильные духом, но слабые головой, одним словом! Ведь известно, что по уму-то ходить надо не менее чем втроём, да и компас - вещь далеко не лишняя... Но это всё не для нас.

С Московского вокзала до Тихвина ехали на поезде, естественно. Когда приехали, поболтались немного по Тихвину, полюбовались на места былой славы. На небе - дождевые тучи, но разве это нас сдержит. Нет! Загружаемся в автобус на Шугозеро, ну, и доезжаем до него без особых приключений. Там предполагается пересадка на другой автобус (по расписанию до него еще ого-го сколько времени). Проводим время, рассматривая окрестности и чего-то там кушая. Следующий автобус привозит нас к понтонному мосту (!) через самое узкое место Капшозера, и дальше идти отказывается (там у него типа кольцо, типа он утонет, если поедет по понтонам). Ну что ж, выгружаемся...

Переходим озеро по этому плавучему безобразию, и лезем в горку по отличнейшей грунтовке. Ближайшая деревня в паре километров - Корбеничи (ударение - на первом слоге). На берегу Капшозера стоит деревянная церковь. Дождик какой-то капает. Народу почти нет, зато полно собак (одна из них увяжется с нами и пройдет весь маршрут, добрые 85 км.). В пяти метрах за последним домом деревни дорога заканчивается. Совсем. Далее бежит тропинка, в которой едва угадывается заросшая колея, оставшаяся от былого величия. Иногда тропинка превращается обратно в приличную дорогу (см. фотки). Километрах в пяти от деревни решаем остановиться, спускаемся через бурелом к озеру. Дождь усиливается. Ставим палатку, варим и кушаем кашу, кормим псину, с мерзким настроением залезаем дрыхнуть.

С утра второго дня дождик то идет, то прекращается. Мы собираемся и идем дальше. Слева от дороги - серия высоких песчаных холмов, сосняки и вообще очень красиво (километра два мы просто идем и получаем удовольствие). По обочинам грибочки попадаются, малина. Ручейки порожистые, речушки - с перекатами. Красота да и только. Потом берега понижаются, лес темнеет (сплошные елки в полтора-два обхвата). Опять дождик возвращается. Так как компаса нет, то мы можем только довериться дороге. К вечеру начинаем в ней сомневаться - справа должно появиться озеро Колмозеро Среднее, а оно все не появляется и не появляется... И вот блестнуло! Мы радостно встаем лагерем на холмушке, кормимся и смотрим на окрестности. Ходили, например, брать воду на речку Геную (на один из рукавов, который поближе). К закату Солнце выползло из-за туч, и настроение поднялось.

Утро третьего дня началось с нервов... Поели, собакина покормили, лагерь почти собрали. И тут псину нашу замечательную прорвало. Задёргался вдруг, занервничал, и начал во весь голос лаять на кусты, которые метрах в 100 от лагеря были, около дороги. Лает, заливается просто. Мы прислушались - вроде, ничего не слышно, ни голосов, ни хрустов каких... Перепугались, так как люди ближайшие, по нашим подсчетам, аж километрах в десяти позади нас. Пёс лаял с полчаса, потом мы тронулись дальше. На дороге никого не было. Километрах в пяти встретили охотников-рыболовов на машине, с палатками. Они узнали нашего собакина, и мы попытались его им сбагрить. Не вышло. Он опять пошел с нами.

Днем достаточно долго простояли в Нойдале (шёл дождь, а мы только что вылезли из болота какого-то) Фотографировали, долго ели малину. Залезли в один из брошенных домов - там новая дверь, плотно пригнанная, а ещё буржуйка, спички и какое-то тряпьё. Видимо, охотничье. После развилки пёс опять сделал стойку, в этот раз уже на малинник. Мы опять перепугались, стали вспоминать, где у нас топоры-ножи... Но ничего, ни одного медведя не пострадало ;))) Вечером хотели поставиться на Хозозере, но неожиданно пёс опять начал лаять, и из лесу (со словами: "О, а я думал бобёр!") вышли трое заросших по самые уши мужиков бандитского такого вида. Мы с ними поболтали чуть-чуть, и решили, что тут мы ставиться не будем (у них на озере избушка построена, живут они там...). Снова дождик пошел, гадость такая... Места пошли подтопленные, лес мокрый. Но дорога достаточно приличная. Слева заметили следующее озеро - Корвальское. И пошли к нему напрямик, через лес. И ПОПАЛИ НА МЕСТНЫЙ ПОГОСТ!!! По вполне понятным причинам, здесь тоже решили не ставиться... Через пару километров вышли к Корвале, спросили дорогу на Пашозеро. Я начал потихоньку скисать, ноги вообще перестали двигаться. Делалась попытка выйти по азимуту на мелкое озерцо рядом с дорогой. Неудачная, естественно. Я только промок весь, с ног до головы, протащившись по каким-то папоротникам , ростом чуть поменьше меня...

Еле-еле дотащились до Пупозера, совершенно случайно вышли на единственное место, где в радиусе трех километров вообще можно поставиться. Поели, и решили, что завтра сидим тут, никуда не идем, лечим мозоли и отъедаемся. Собакин нас не оставляет, но мы его так убегали, что он поел, лёг на том же месте, и проспал до утра, отбросив все четыре ноги.

Четвертый день простояли на Пупозере, занимаясь всем вышеописанным. Отоспались, немного побродили по окрестностям. Озеро карстовое, из воды торчат дохлые сосны, берега мокрые (кроме того места, где мы встали). Солнца опять нет, периодически начинается дождь. Достаточно противно, но вроде очухиваемся от вчерашнего перехода.

Пятый день тоже не обошелся без приключений, как все уже догадываются... Короче говоря, это был День Странных Дорог... Долго собирались, потом все-таки стартовали. Берег у Пупозера стал повышаться, дорога наша постепенно выправилась, стала вполне сухой и удобной. Солнышко иногда выглядывало, так что, жизнь была вполне хороша. Километра через три озеро кончилось, а еще километра через полтора мы миновали какую-то развилку, не обозначенную на карте... Направо, прямо в чащу леса, уходила слегка утоптанная тракторная дорога, которой если и пользовались в этом году, то всего пару-тройку раз. Мы переглянулись, и пошли, естественно, по нормальной грунтовке, так как выглядела она намного перспективнее тракторной. Да и направление у этой тракторной дороги было какое-то подозрительное. Это было первой стратегической ошибкой этого дня.

Примерно через километр наша отличнейшая грунтовка привела нас прямиком в озеро... которого, как это водится, на карте не было... Она (грунтовка) на одном из поворотов просто взяла и уткнулась в него! Метрах в пятидесяти, на другом его берегу, она (грунтовка) жизнерадостно выныривала из этого озера, бодро взбегала на холмик, и исчезала за поворотом. На холмике возвышалось некое строение типа вагончика, снятое в свое время с колес и приспособленное ныне под охотничьи и туристские нужды. Пару минут мы приходили в себя, а когда пришли, возвращаться к той таинственной развилке нам расхотелось. На нашем берегу озера был обнаружен плот и пара шестов, что, в принципе, лишь утвердило нас в мысли не возвращаться назад.

Рюкзаки сброшены, я сталкиваю плот в воду и залезаю на него. Он - одноместный, сбит из брёвнышек металлическими скобками. Между брёвнами - дырки, и потому плотик начинает тонуть. Я опускаюсь в воду примерно по щиколотку. Толкаюсь шестом, и... плыву, естественно! Сергей ждет на берегу и морально меня поддерживает. Глубина озерца, судя по шесту, метра полтора в самой глубокой его части. Доплываю до другого берега, возвращаюсь. Серега также испытывает плот на себе. Вернувшись, берёт рюкзак и переправляется. Пока я его фотографирую, наш четвероногий мохнатый товарищ по безумию не выдерживает и бросается в воду. С визгами переплывает озерцо, выскакивает на противоположный берег, и радостно встречает там Сергея. Я подтягиваю плотик за веревку, переправляюсь сам. Солнце окончательно вышло, и Сергей полез в это озерцо купаться и отбуксировать плотик обратно к тому берегу, а я полез на склон кушать малину. Собакин сох на ветру и радовался жизни. Вагончик на берегу обследовали все втроем. Там обнаружились лежанки, печка, спички, соль, и куча автографов на стенах (в т.ч. и автографы людей, у которых я прочитал про маршрут). Мы добавили свои, воспользовавшись подобранным где-то тут же угольком.

Уже вечером добрались до деревни Лукино, которая стоит в глубокой долине реки Урья. Посмотрели на тамошние ключи, попили водички, в бутылки набрали, чтобы с собой взять. Посмотрели карту, и решили срезать уголок до шоссе по грунтовке, а не ходить по шоссе лишние километров пять. Это было второй стратегической ошибкой этого дня...

Долго шли до подъема на коренник. Карабкались на этот кошмарный коренной берег, потом шли по проклятущей грунтовке. А она взяла и кончилась!!! Вернее, не кончилась, а спустилась с коренного берега обратно в пойму Урьи, да прямо посреди Лукино!!! На месте грунтовки осталась очень мокрая тракторная дорога, с полуметровой глубины колеями и березками между колеями... Направление дороги - вроде правильное, Солнце садится где положено. Но не проверить же, компаса-то нет. Решили всё-таки пойти по ней, а там - будь что будет... Где-то через час дорога совсем испортилась, превратилась в какое-то мерзкое болото, пошел дождь, по-моему, самый сильный за всю неделю. Мы мгновенно промокли, и решили остановиться. И отложить до утра обсуждение того, что же делать дальше, и насколько капитально мы всё-таки заблудились... Долго искали место, где бы можно было на этом болоте поставить палатку. Потом искали более-менее сухие дровишки, потом готовили еду (слава Богу, воды в Лукино набрали, а то рядом - ни ручеёчка) и ели ее. Под дождём. Где-то вдалеке кто-то выл. Псина нервничала, мы - тоже. Потом для самоуспокоения решили, что это воют собаки в одной из деревень на Урье. Чтобы успеть на автобус, с утра решили встать часов в шесть... Маньяки...

Но ведь встали! Дождь идет, палатка ночью протекать начала. Правда, совсем чуть-чуть. Настроение мерзючее, холодно. Утром шестого дня принято волевое решение возвращаться, так как уже мы уже давно перестали понимать, куда вообще идём... Кое-как умяли мокрую палатку в мокрый рюкзак, добавили туда мокрых вещей, и отправились. Дождь быстро кончился, но поднялся ветер. С его помощью начали сохнуть. Через Лукино вышли на широкую грунтовку, ведущую в Пашозеро. Добрались по ней до Пашозера, там купили в магазине минералки и пожевать. Из магазина пошли на Шугозёрское шоссе, и затусовались на автобусной остановке. На автобус, естественно, опоздали. А до следующего - часов пять... Приготовились провести их на остановке. Но не успели просидеть и получаса, как со стороны Пашозера раздался шум мотора, и на шоссе выехал небольшой грузовичок. Мы его лихо застопили, попрощались с собакиным, загрузились в крытый кузов, и поехали в Шугозеро. Псина долго бежала за нами и просила забрать ее с собой... До сих пор стыдно...

В Шугозере мы пообедали на скамеечке остатками хавки, умылись, и переоделись в то, что было признано наименее грязным. Ещё мы ели мороженное. Автобус довез нас до Тихвина, где на вокзале мы взяли билеты на поезд до Питера. Но на этом приключения не закончились!!! Оказалось, что от Питера до Тихвина поезд идёт 3 часа 40 минут, а от Тихвина до Питера - 5 часов 10 минут... Вот и думайте, что это может значить. Поезд наш опоздал где-то на часок, и вперед него успела уйти местная Волховская электричка. Я начал было жалеть, что мы взяли билеты на поезд, но Серега был прав, и мы обогнали эту электричку буквально на ближайшей станции.

Вечером шестого дня мы были в Питере. А если бы поехали на электричке, то приехали бы только на следующее утро, так как опять застряли бы в Волхове на ночь, как уже однажды случалось...

Тихвин

Монастырь, озеро, облака летят. Просто так зашли посмотреть.

Капшозеро

Северный берег. Место первой стоянки, сразу за Корбеничами. В озеро впадают всякие речки с водопадиками. Утро второго дня. Погода начинает портиться.

На третьей фотке - река Медвежка. Тоже впадает в Капшозеро.

Вдоль Капшозера

Сухие холмы, заросшие Cladin'ой. Сплошной хрустящий ковер под ногами. Только олешек не хватает!

Хорошая дорога. Больше такой на маршруте не будет. Вообще. А иногда не будет и дороги как таковой... %(((

На дороге

Под зонтом и с грибом.

Колмозеро

Одно из трёх Колмозёр (Среднее). Вечер второго дня, дождь кончился, ставим лагерь. Рядом - река Генуя.

Нойдала

Одна из заброшенных вепсских деревень. Всё заросло малиной, в которой кто-то постоянно шуршит...

Коряга

Карстовое озеро Пупозеро. Берега подтоплены. Заросли высоченной травы, среди которой бегут ручейки.

Переправа

Озерцо, глубиною метра полтора, не отмеченное на карте. Прямо посреди дороги. И плот. И снова вышло Солнце.

Хоббитон

Деревня Лукино. Справа - лукинские ключи. Вечер предпоследнего дня, мы жутко устали и хотим пить.